Сергей Григоров

Историк, политик

IV. Палачи или жертвы

OПросмотров: 761

Перед нами сегодня стоит выбор исторического пути, выбор исторической и национальной самоидентификации. Мы все с вами должны ответить на главный вопрос нашей истории: кто мы? И этот вопрос относится не просто к 20-му веку, а к самой страшной трагедии в истории нашего народа, к сталинизму. И в этом выборе есть два пути, из которых можно что-то построить: выбрать путь покаяния, или путь мечты.

Путь покаяния состоит в признании того, что по большому счёту все беды современного мира за последние сто лет, а то и больше, происходят от России, что мы империя зла, тюрьма народов, колонизаторы, убийцы, эксплуататоры, захватчики, ксенофобы, ненавидим весь мир, недораспавшаяся империя, мы никто, мы должны принести собой искупительную жертву на алтарь цивилизованного человечества. А если нас не останется, то это и есть судьба, сами виноваты, теперь заплатим за зло.

Это путь надлома, никакой гражданской нации здесь не возникнет кроме общества потребителей и слабых духом обывателей, трясущихся принимать любое решение, не прописанное в учебнике.

Или нам нужна программа мечты. Да, потому что мы помогаем ближнему, не отвечаем за диктаторские режимы, да, мы с ними боролись, воевали, отправлялись в ссылки, в лагеря. Не смирялись никогда, и сквозь тьму эпохи проносили огонь свободы, достоинства, культуры.

Мы многое сказали миру и многое дали ему, в науке, в искусстве. И скажем ещё. Мы хотим вместе со всем миром решать важнейшие задачи, мы знаем свою историю, со всеми достоинствами и недостатками, и не боимся критично смотреть в прошлое, но и не впадать в чванство из-за наших побед и достижений. В нашем народе были миллионы героев. И посмотрите вокруг себя, посчитайте, сколько добрых дел каждый из вас делает каждый год. Вы просто их не замечаете. Мы добрые люди, солидарные, помогающие соседу, неравнодушные и бескорыстные, берущиеся за самую сложную и тяжёлую работу, мы любим своих детей и родителей, и мы любим свою страну, и в горе, и в радости. Кто не без греха? Своих в беде не бросаем, врагам не мстим. И мы свободные люди, но тогда почему мы лишены возможности сами избирать и формировать свою власть? А решать все проблемы через войну – это же слабость. Сила-то духа в достоинстве, в благородстве, в умении сделать и построить что-то лучше, и мы не можем уничтожать то, что не нами сделано. Это не значит, что таков каждый человек сейчас, но это тот идеал, та мечта, к которой может стремиться каждый, обнаруживая в себе не трусливого конформиста, а человека с самоуважением.

Строго говоря, либо мы потомки сталинских палачей, либо мы потомки жертв сталинских палачей. И этот выбор предстоит сделать каждому. Путин выбирает первый путь, только не как путь покаяния, а как путь реакции и реставрации сталинизма.

Увы, этот путь выбирает не только Путин, но и патриарх Кирилл, оправдывая преступления сталинизма какими-то достижениями. В том время как именно в годы сталинизма погибло около 150000 священников и монахов, уничтожено крестьянство, купечество, интеллигенция. Более антихристианской власти в России не было никогда. Сервильность патриарха Кирилла и его последователей перечёркивает ту историческую миссию, которую РПЦ выполняла в российской истории несколько столетий, будучи заступницей народа перед властью или перед иноземными захватчиками. Достаточно вспомнить судьбу митрополита Филиппа (Колычева), убитого Малютой Скуратовым по приказу Ивана Грозного, патриарха Гермогена, замученного поляками в оккупированной Москве, патриарха Тихона, возвысившего свой голос против большевизма.

Поделиться ссылкой: