Сергей Григоров

Историк, политик

Храброе сердце Джеймса Хорнера. Остановилось

* OПросмотров: 1481
-Аватар, Апокалипсис, кино, память, Титаник, Хорнер

Его знали все, его знали во всем мире. Да и как не знать того, на чьем счету саундтреки к ста с лишним кинофильмам, а еще — две награды «Оскар» и «Золотой глобус» за одну из самых успешных в истории музыки композиций «My heart will go on». Все мы были уверены, что композитор еще не раз порадует и восхитит нас своей музыкой, что однажды мы снова окажемся в кинозале, что погаснет свет, что начнется фильм и сразу же зазвучит музыка, и это будет новая божественная мелодия, сочиненная Джеймсом Хорнером. Но этого больше никогда не случится. 22 июня 2015 года в результате авиакатастрофы сердце Джеймса Хорнера остановилось навсегда.

Джеймс Рой Хорнер родился 14 августа 1953 году в Лос-Анджелесе в семье весьма известного голливудского художника-постановщика Гарри Хорнера. Его брат Кристофер снимал документальные фильмы. Поэтому можно сказать, что приход Джеймса в кинематограф просто был предопределен.

Будущий композитор начал заниматься музыкой уже в пять лет, отдав предпочтение фортепиано. Он окончил Торнтоновскую школу музыки Университета Южной Калифорнии, после чего устроился преподавателем в Калифорнийский университет Лос-Анджелеса, и даже начал писать диссертацию, но… Но он просто не мог без музыки, не мог ее не писать. Творческое начало взяло свое. И уже в 1978 году Хорнер оставляет наскучившую работу и начинает сочинять свои первые саундтреки. Правда тогда это были всего лишь мелодии для фильмов категории «B», снятых компанией Роджера Кормана.

Его первым полнометражным фильмом стал боевик «Дама в красном» (1979) но настоящую известность композитору принес саундтрек к фильму «Звездный путь 2: Гнев Хана» Николаса Мейера. Не заставила себя долго ждать и первая награда — «Сатурн», которую Хорнер получил в 1983 году за музыку к научно-фантастическому фильму «Мозговой штурм» Дугласа Трамбулла.

А потом в его жизни появились Рон Ховард и Джеймс Кэмерон. Знакомство с Кэмероном началось с фильма «Чужие» и чуть было сразу же не закончилось. После выхода фильма на большой экран Хорнер заявил, что никогда больше не будет работать с Кэмероном и охарактеризовал их сотрудничество как «ночной кошмар». Но, как известно, человек играет на трубе, а судьба играет с человеком. Случилось то, что случилось. Именно за этот фильм музыкант получил свою первую номинацию на «Оскар». Возможно, это привело к тому, что он все-таки согласился написать музыку к новому фильму Кэмерона. Так появился его легендарный саундтрек к столь же легендарному фильму «ужасного» Кэмерона «Титаник». Он, без всякого сомнения, стал вершиной творчества Хорнера. Известная сегодня во всем мире его композиция My Heart Will Go On в исполнении Селин Дион возглавила мировые чарты и вошла в десятки различных списков лучших песен всех времен. А альбом с музыкой к кинофильму «Титаник» стал самым продаваемым саундтреком в истории — по всему миру было продано около тридцати миллионов дисков.

Джеймс Хорнер часто работал над музыкой к блокбастерам, в которых мелодия должна максимально ярко выражать эмоции персонажей и непредсказуемые повороты сюжета. И нужно сказать, что композитор блестяще справлялся с поставленными перед ним задачами. Поэтому неудивительно, что саундтрек к новому фильму про Человека-паука, в котором Тоби Магуайра сменил Эндрю Гарфилд, доверили именно ему.

Одним из самых ярким проектом в карьере Джеймса Хорнера стал фильм «Апокалипсис» Мэла Гибсона, в котором его саундтрек создал какую-то особую, яркую и острую атмосферу. Ведь все диалоги в фильме, повествующего о Центральной Америке XV века, звучат на языке племени майя.

Ещё один, довольно необычный и запоминающийся проект, где звучат мелодии Джеймса Хорнера – это историческая драма «Храброе сердце». Действие фильма разворачивается в средневековой Шотландии, возможно, именно поэтому одной из самых ярких деталей саундтрека по решению композитора становится присутствие традиционной волынки. Уникальный талант Хорнера заключался в том, что он всегда мог представить себе финальный результат работы, понять, какое настроение и какие мысли необходимо донести до зрителей.

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. И Джеймс Хорнер является тому наглядным примером. Совсем недавно — в ноябре 2014 года в Королевской филармонии Ливерпуля состоялась премьера его концерта для скрипки и виолончели Pas de Deux, который вызвал восторг у зрителей, критиков и у профессиональных музыкантов. Он был назван первым настоящим двойным концертом для скрипки и виолончели со времен «Двойного концерта» Иоганнеса Брамса.

В этом году, году, который оказался последним, у знаменитого композитора было также немало работы. Он создал саундтреки еще к пяти фильмам. Это «Тотема волка» Жан-Жака Анно, «33» Патрисии Ригген, документальные фильмы — «Один день в Освенциме» Стива Пурсела и «Жизни в эпоху самолетов» Брайана Тервиллигера, а также его последняя работа — фильм «Левша» Антуана Фукуа с Джейком Джилленхолом в главной роли.

Но Хорнер не собирался на этом останавливаться. В его ближайших планах было новое сотрудничество с Джеймсом Кэмероном. Он намеревался создать музыкальное сопровождение для двух сиквелов «Аватара», которые должны выйти в 2017 и 2018 годах. И как жаль, что этим планам уже не суждено сбыться. Хорнера больше нет с нами. Официальные источники пока что не озвучивают возможные причины катастрофы. Известно лишь, что композитор самостоятельно пилотировал небольшой самолет, который разбился примерно в ста километрах от Санта-Барбары.

Помощница Джеймса Сильвия Патриция обратилась к общественности с заявлением: «Мы потеряли удивительного человека с огромным сердцем и невероятным талантом. Он умер, делая то, что он любил. Спасибо всем вам за вашу поддержку и любовь». Нам остается только присоединиться к ее словам и помнить о Джеймсе Хорнере, помнить и слушать. Слушать мелодии, без которых уже не возможно представить современный мировой кинематограф.

Яна Кузнецова

Поделиться ссылкой: