Сергей Григоров

Историк, политик

Людмила Зыкина. Последняя Народная

* OПросмотров: 745
-культура, русские

Статья для газеты «Что будет с Москвой», №6 (06) 2014

Среди японских самураев ещё двести лет назад бытовало мнение, что окружающий мир обмельчал настолько, что высунуться из него ничего не стоит. Когда разрушаются горы, мы начинаем молиться на камешки. Сегодня приставка «народный», к сожалению, превратилась в пустой звук. Сотни, если не тысячи, певиц и артистов получают её чуть ли не в самом начале своей карьеры, обычно в качестве приятного приложения к партийному билету «Единой России». Поработаешь на благо теряющей рейтинг партии – и ты уже «народный». И кажется невероятным, что всего пять лет назад, в жаркое лето 2009 года, от нас ушла подлинно Народная певица Земли Русской – Людмила Зыкина. Ей было 80 лет, но до последнего момента, несмотря на множество тяжелых болезней, она старалась выходить на сцену и петь! Потому что быть Народной певицей, быть подлинным воплощением русской песни – это не строчка в биографии, это огромная ответственность и каторжный труд, в жертву которому приносится всё – семья, годы, здоровье.

Людмила Зыкина родилась в 1929 году, в деревне Черёмушки, которая позже войдёт в состав Москвы как одноименный район. Уже в преклонном возрасте Зыкина мечтала вернуться в деревню, завести коз и петухов, но тогда, в конце двадцатых, её семья, пожив в землянке, сбежала от ужасов коллективизации в Москву. Потом говорили, что в песнях Зыкиной звучит тоска той, насильно переселённой России, голос крестьянки, оказавшейся в городе.

В 1947 году, в восемнадцать лет, молодая Люда Зыкина становится солисткой хора имени Пятницкого, конкурс в который был 1500 человек на 4 вакантных места. Через два года, испытав потрясение от смерти матери, Зыкина теряет голос. Казалось, что жизнь двадцатилетней девочки сломлена, она вынуждена бросить сцену и идти работать в типографию. Но – не сломалась, не поддалась. Зыкина всю жизнь мечтала стать летчицей, и вот сейчас – она прыгает с парашютом, гоняет на мотоцикле, старается жить полной жизнью.

После двух лет тишины голос внезапно оживает. В 1951 году Зыкина проходит отбор и становится артисткой хора Всесоюзного радио. Начинается сказка, начинается «восхождение на Олимп».

В 1960 году Зыкина «созрела» для начала сольной карьеры. В шестидесятые она часто ездит на Запад, однако поёт не для эмигрантской и русской публики, а для европейского и американского слушателя. Это уже говорит о масштабе Людмилы Георгиевны как певицы. Её голос называют бриллиантовым, хотя он и не приносит никакого материального благополучия. Суточные советского артиста заграницей составляли около 7 долларов в день, а за все турне даже такая певица как Зыкина могла заработать порядка 300-400 долларов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие советские звёзды, даже мирового масштаба, могли возить с собой кипятильник и банки с суповым концентратом.

В 1967 году в одном бостонском ресторанчике произошла случайная встреча Людмилы Зыкиной и группы «The Beatles». Её имя уже гремело не только в России, но и во всём мире. Она пела для Шарля де Голля и Индиры Ганди, для Ким Ир Сена и Чарли Чаплина. «Битлы» тоже находились на пике своей славы и были «популярнее Иисуса». Сразу возникла идея записать совместную песню, Джон Леннон хотел, чтобы это была «Ивушка». К сожалению, планы так и остались планами. Однако существует легенда, что записанная в том же 1967 году песня «The Beatles» «Люси в бриллиантовом небе» посвящена именно Зыкиной.

Людмила Зыкина стала народной артисткой СССР в 1973 году, только в 44 года, когда уже была признанным мэтром. В Советском Союзе звания давались не авансом и поэтому ценились высоко. Существует мнение, что когда КГБ попробовал взять народную певицу в разработку (за частные поездки заграницу), то комитет жестко одернули, мотивируя это тем, что один визит Зыкиной стоит работы всего Министерства иностранных дел. Президенты и генеральные секретари, министры и военные – со всеми Зыкина была, что называется, «глаза в глаза». Она имела хорошие, ровные отношения с власть предержащими, но всегда держалась с ними на равных, не прислуживала и не играла в политические игры, не унижалась до работы «свадебным генералом». Сегодня сложно в это поверить, но Людмила Зыкина даже не была членом КПСС. Хотя в её карьере есть эпизод, когда в 1967 году её избрали депутатом районного Совета трудящихся Москвы. Но заниматься «прикладной» политикой Зыкина не стала. В советское время депутатство было во многом показухой, но даже эта показуха отнимала много времени. А работа певицы – это каторжный труд. Сама Зыкина говорила: «Если ты работаешь – ты живёшь». И она работала! И не щадила себя.

В 80-е годы, когда Зыкина уже стала «небожителем», она не превратилась в певицу для «больших залов». Она ездила с выступлениями в Афганистан, прямо во время боевых действий. Пела для раненых в Чечне, прямо в больничной палате. В 2000 году Зыкиной был создан международный фонд «Во имя мира и человека». Фонд оказывал поддержку всем нуждающимся: чернобыльцам, ветеранам войны и жертвам террора, детским домам и монастырским приютам, больным СПИДом.

Сегодня, когда Людмила Зыкина ушла от нас, мы все больше осознаём её огромный масштаб и её роль в формировании русской культуры. Зыкина явилась к нам плоть от плоти народной песни, её талант рос из национальных корней, её творчество, восемьдесят лет её труда показали, что она носила звание Народного артиста по праву, носила его достойно, вкладывая столько сил и энергии, сколько, казалось бы, и не способна дать человеческая природа.

Поделиться ссылкой: