Хованщина
*
OПросмотров: 2150
-история, Мусоргский, опера, Россия, Хованщина
Хованщина. Модест Мусоргский. Театр Станиславского и Немировича-Данченко. Князь Иван Хованский — Андрей Валентий, князь Андрей Хованский — Николай Ерохин, Досифей — Денис Макаров, Марфа — Ксения Дудникова.
Надо идти смотреть, слушать и понимать эту драму. Слушать хор стрельцов и их жён. Надо видеть сцену казни. Надо видеть смерть Хованского и последний день его жизни. Досифея и Марфу.
Надо видеть и понимать драму оппозиции, старообрядцев. После им не останется политического действия и останется только сгореть и увидеть свет. И увидеть финал, огонь и свет уходящей Святой Руси. Вечный апокалипсис российской истории.
Ария Фёдора Шакловитого — одна из главных сцен оперы.
Спит стрелецкое гнездо.
Спи, русский люд, ворог не дремлет!
Ах, ты и в судьбине злосчастная, родная Русь!
Кто ж, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет?
Аль недруг злой наложит руку на судьбу твою?
Аль немчин злорадный от судьбы твоей поживы ждет?
Стонала ты под яремом татарским, шла, брела за умом боярским.
Престала дань татарская, пропала власть боярская,
А ты, печальница, страждешь и терпишь!
Господи, ты, с высот беспредельных наш грешный мир объемлющий,
ты, ведый тайная вся сердец, болящих, измученных,
Ниспошли ты разума свет благодатный на Русь,
даруй ей избранника, кой бы спас, вознес злосчастную Русь, страдалицу.
Ей, Господи, вземляй грех мира, услышь меня:
Не дай Руси погибнуть от лихих наемников!
Когда Антон Зараев закончил исполнение последних строк «Не дай Руси погибнуть от лихих наемников!», то зал зааплодировал. Это было замечательное исполнение, и потом Антон Зараев получил за арию отдельные овации. Но ведь и смысл текста. И сама музыка.
Если дела на Святой Руси пойдут и дальше таким образом, то на словах «Не дай Руси погибнуть от лихих наемников!» зал скоро вставать начнёт.
Идите, смотрите и слушайте Хованщину. Постановка Александра Тителя гениальна.