Сергей Григоров

Историк, политик

«Союз спасения» как крест русской истории

* OПросмотров: 1706
-история России, Россия

«И Андрей закричал — я покину причал,
Если ты мне откроешь секрет.
И Спаситель ответил:
„Спокойно, Андрей, никакого секрета здесь нет
Видишь там, на горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвращайся назад,
Гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!“»

Фильм о декабристах начинается с этого саундтрека, и строки вспоминаются.

Музыка фильма – одна из лучших находок. Не понимаю тех, кто ругает фильм за неё. А смысл музыки выходит глубже. Хотели спасти Россию, а отправили её через сто лет на крест, всю. В фильме эта тема и эта ответственность звучит дважды, первый раз, что такого случая не представится сто лет, и второй раз, когда Пестель говорит, что всё сделано, мы уже нанесли смертельную рану.

Критика фильма неадекватна и скорее критики в основном не хотят видеть в фильме две правды, а в фильме их именно две, и правда декабристов, и правда самодержавия, и даже третья правда есть. Но у «либеральных» критиков правда должна быть одна – благость для России революции, благость любой ценой. И Россия с народом их волнует в самую последнюю очередь. Я не увидел в фильме охранительной политкорректности, выходит эти критики видят для России только один сценарий.

image_big_173576

Фильм красив русскими людьми, русскими пейзажами, белгородскими пейзажами. Отдельно прекрасен Петербург.

Картина фильма идеальна.

В фильме есть всё что нужно для короткой двухчасовой ленты о событии эпохи. И победа над Наполеоном, и тема патриотизма, и тема, что Наполеон хотел бы такого сына как Муравьев-Апостол, а вот он бы не хотел такого отца. Все эти детали крайне важны.

Отдельное спасибо создателям фильма за Семёновскую историю. Это важный момент правды и понимания, почему солдаты пошли, почему несправедливость власти открывает потом пути переворотам и революциям.

А такая история была не одна, была ещё и история в дивизии Орлова в Кишенёве. Ещё один дичайший пример несправедливости и ответ, почему?

И тут ещё об одном, создатели уловили лица и характеры эпохи. Не только главных героев и героев второго плана. Лица солдат, сами солдаты. Рассмотрите образы солдат, когда будете смотреть фильм второй раз. Со времен фильма «Война и мир» я такого не видел.

Массовые сцены очень хороши. Характеры в лицах. Там один кадр – и вся история человека. Давно так не снимали.

Фильм гораздо более правдив к реальной истории чем «Звезда пленительного счастья», где декабристы все прекрасны, а герои власти карикатурны. Тут карикатур нет. Актерская игра всех персонажей удивительно хороша. Александр Первый, Николай, Милорадович, Орлов, Трубецкой, Пестель, Муравьев-Апостол, все молодые офицеры, вышедшие на Сенатскую площадь, восстание Черниговского полка, женские роли, тут и женская забота и мудрость, и служение. Настолько все хороши, что нечего критиковать, от Милорадовича до Мордвинова, от Орлова до Оболенского.

Да, в фильме в равной степени представлены две правды. Они равнозначны. Просто в советской традиции не принято было увидеть вторую правду.

Ещё важное, насколько в фильме тяжко начинает проливаться русская кровь. Не хотят проливать её. В фильме важнейший примирительный потенциал, не должны русские проливать кровь русских. И кровь литься начинает в двух случаях, при смертельном ранении Милорадовича в Петербурге, и после 14 ранений полковника Гебеля в Черниговском полку. И конная гвардия колеблется вначале, и солдаты-артиллеристы не могут сразу стрелять.

Да, кровь не забудут, но слабость не простят и не поймут. И милосердие не слабость, а сила.

В общем каждый может в фильме найти свою правду по своим политическим убеждениям. Общая мораль фильма – национальное примирение.

Понятна пылкость и радикализм юности, губительность её и трагедия. В ужас приводит цинизм участников постарше. В фильме однозначные отрицательные герои Пестель и Каховский, и пафосный дурак Рылеев.

Сейчас не вспомню фамилию декабриста, выведшего на площадь лейб-гренадер, встретившего Николая, восхищенного встречей с ним, и опешившего от возгласов соратников, что ты не убил его. И тут сцена хороша и роль сыграна.

Отдельное спасибо создателям за Александра, несбывшиеся реформы, рефлексии и открытую версию смерти.

Конечно, восстание декабристов закрыло реформы, выбило из общественной жизни огромное количество умнейших людей, нанесло обществу травму, породило потом радикалов, продолживших линию Пестеля и Каховского. Я тут посмотрел, в советской топонимике убийце Каховскому досталась самая почётная роль.

В фильме некарикатурный Николай, более того, ответственный государственный деятель, как крест принимающий государственную ответственность. Политика не может руководствоваться частной моралью. Но это делают обе стороны.

Фильм о двух правдах и ответственности, о трагедии, как же так всё получилось. Не проливайте русскую кровь. Фильм о несправедливости и топорности власти, но фильм и о глупости и преступлениях восстания.

Урок власти, что русское общество после побед и достижений национального масштаба хочет справедливости, уважения, достоинства внутри. Урок для оппозиции – революция, насилие, кровь, отправление в топку революции людей, которые толком не понимают зачем – зло, которое проявится на многих потомках декабристов, как например в 30-е годы будут расстреляны внуки декабриста Бестужева.

Смотрите фильм, не слушайте прогрессивных кинокритиков. Фильм вызовет большой эмоциональный отклик в вашей душе. И фильм стоит посмотреть второй раз.

Сообразно эпохе власть поступила с участниками достаточно милосердно.

Николай в фильме более рефлексирующий чем на самом деле, при встрече после восстания с декабристами он лучше и глубже, чем было. Фильм не показал декабристов на следствии, не показал слабости и мерзости многих из них. Так что тут создатели подошли очень щадяще и уважительно к русской трагедии 1825 года. Смягчили. Может это и верно? Не всё сразу. Не уверен, что фильм окажет влияние на власть и на прогрессивную оппозицию. А вот обществу есть что понять в этом фильме.

Видишь, там на горе, возвышается крест!

image_big_173579

Поделиться ссылкой: