Сергей Григоров

Историк, политик

Удачи и история Явлинского

* OПросмотров: 581
-Григорий Явлинский, Яблоко

Очень забавно читать о том, что Явлинский неудачник, всё только проигрывал вместе с партией и никогда ничего не делал.

Он успел поработать ещё в союзном правительстве на генеральской должности. Фактически возглавлял последнее правительство СССР и именно он решал все текущие проблемы, чтобы после путча стране было что кушать, именно он автор договора, по которому должно было быть сохранено общее экономичнское пространство СССР. Но договор этот был опрокинут Беловежской пущей. А пуща кровоточит. Разве не видно? В 93-м Явлинский был против гражданской войны. В 96-м самый популярный демократический политик. Читать полностью >

Алексей Рощин, «Две квартиры». Неожиданная рецензия на фильм «Брат»

* OПросмотров: 850
-90-е, Алексей Рощин, история России, кино

Со вчерашнего дня думаю о фильме «Брат». Не идет, как говорится, из головы. Сразу признаюсь, что я ощущаю резкое различие между этими двумя блокбастерами постсоветского кинопроката – «Брат» и «Брат-2». Второй – это все-таки не более чем аттракцион, «хитрая машинка», собранная по всем правилам жанра: там тебе и пулемет «Максим» из музея, и поп-дива в открытом доступе, и раскаявшаяся проститутка, и козлы-пиндосы – весь набор! И это, конечно, очень немало – поскольку «жанр» у нас снимать практически никто не умеет.

Словом, «Брат-2» — прекрасный, сделанный с каким-то нерусским, почти голливудским мастерством механизм для «сбора кассы»; а первый «Брат»… Первый «Брат» — живой. Это – искусство, мать его. Фильм, который «дышит». Тут мне трудно что-то объяснять, по-моему, это «так же ясно, как простая гамма». Хотя объяснить хочется, хотя бы самому себе. В чем очарование «Брата»? Читать полностью >

30 лет Перестройке. Личное

* OПросмотров: 558
-биография, Горбачёв, Григорий Явлинский, Ельцин, история России, Перестройка, Сахаров

Странно продолжать ощущать себя молодым политиком в 41 год, но помню Апрельский пленум ЦК КПСС 1985 года.

Такая эпоха, когда надо бы думать о своих президентских выборах, а я думаю о том, как ещё выстроить в России либеральную партию.

Перестройка. Мы до 85-го года знали, что будет Горбачёв.

До сих пор помню про ускорение, XXVII съезд КПСС, и уже там выступления Лигачёва и Ельцина.

Я пишу фэнтези и конструирую другой мир, учусь управлять государством.

Помню возвращение Сахарова из ссылки. Читать полностью >

Интервью Сергея Григорова с деканом (тогда) факультета политической науки Борисом Капустиным

* OПросмотров: 485
-Борис Капустин, высшее образование, политическая наука, политическая философия

Капустин

18 лет прошло. 18 лет назад я подарил журнал с этим интервью каждому выпускнику

Открытая политика, №5, 1997 

— Мне хотелось бы начать разговор с вопроса о том, в какое время мы живем, в каком времени находится сейчас Россия. Какое политическое образование в этом актуальном времени необходимо и какое существует?

— Если образовательный процесс есть процесс взаимообучения и преподавателей, и студентов, то есть мы вместе пытаемся осмыслить некую проблему без готового ответа, то главная задача — нащупать некую совокупность проблем, которая значима и для страны в целом, и для студенческой аудитории. Читать полностью >

Опыт прочтения Чаадаева как политического философа

* OПросмотров: 975
-история, политическая философия, Россия, Чаадаев

Снимок-экрана-2015-04-20-в-21.16

Его философия – словесная готика.
М.О.Гершензон

Введение

Несмотря на то, что Чаадаев, написав и опубликовав последнее письмо в «Телескопе», оказался в фокусе внимания как политический мыслитель, да и резонанс от публикации был скорее политическим, нежели философским или научным, способов политфилософского прочтения трудов этого выдающегося человека практически неизвестно.

Первой реакцией на опубликованное письмо явилось резкое отрицание. Как пишет М.О.Гершензон, «Россия – пробел разумения, наше настоящее ничтожно, прошлого у нас совсем нет, нам чужды руководящие идеи долга, порядка, мы равнодушны к добру и истине, нам нужно переначать для себя воспитание рода человеческого и т.п. – вот все, что вычитали в чаадаевской статье ее читатели (2, 188). Общество было похоже на обиженного ребенка, у которого отняли любимую игрушку. Как правыми кругами, признававшими в Чаадаеве клеветника и сумасшедшего, так и левыми, в лице Герцена, Чаадаев был в принципе принят как обличитель существовавшего строя и порядка, как чуть ли не наследник декабристской мысли и радикализма. Отношение к «разоблачениям» и «развенчаниям» было разным, но именно они приняты в качестве основного смысла чаадаевского послания. Читать полностью >

Преодоление заданности (размышления о консерватизме)

* OПросмотров: 864
-консерватизм, либерализм, Окшотт, политическая философия, Хайек

Окшотт

Статья в редакции 2000 года

I
В последнее время даже многие либералы все чаще стали говорить о консерватизме, о создании правоцентристской коалиции, либерально-консервативной партии. Но «консерватизмов» также много, как и «либерализмов».

Сегодня многие политики, ученые, эксперты и представители свободных профессий, рядовые граждане понимают под консерватизмом часто разные взгляды и дела. Кто-то говорит, что консерватор — это Гайдар, которому исполнилось 80 лет. Кто-то говорит о консерватизме как о возвращении к чему-то исконному и потерянному. Кто-то стремится синтезировать консерватизм и либерализм, а кто-то — консерватизм и коммунизм.

Так где же и с кем возможен союз, и возможен ли он вообще? Не создают ли либералы очередной правоцентристский миф? Может ли быть консерватизм идеологией будущего или хотя бы составляющей частью некоего политического проекта? Над этим хотелось бы поразмышлять. Читать полностью >

Третье дыхание либерализма

* OПросмотров: 541
-Европа, либерализм, политическая философия, Россия

Серьезные идеологические проблемы в посткоммунистических обществах, проблемы идентификации с основными традиционными политическими течениями философской мысли Запада во многом обусловлены тем, что в условиях краха тоталитарных режимов наибольшие сдвиги происходят в сфере сознания, изменяются ценностные и идеологические приоритеты. Сегодня происходит как бы второе раскрепощение человека. Разрушается обыденная система всеопределяющих «ответов на все вопросы». Человек оказывается в условиях, когда ему приходится брать ответственность на себя за свою семью, свое образование, поиск работы, самому отвечать за собственные поступки, то есть человек получает свободу выбора, причем часто против собственного желания. Незакаленный и оберегаемый ранее государством человек чувствует себя потерянным в окружающем его изменившемся мире. Читать полностью >

Наивные вопросы Джону Локку или опыты о природе частных интересов человека

* OПросмотров: 701
-Джон Локк, либерализм, политическая философия

локк

Когда-то давно уже, лет много тому назад было составлено подобие интервью с Джоном Локком по его «Опытам о законе природы».

Пристанищ не искать, не приживаться,
Ступенька за ступенькой, без печали,
Шагать вперед, идти от дали к дали,
Все шире быть, все выше подниматься!

Иозеф Кнехт

1. Откуда «даны» нормы жизни человека? Нормы жизни человека даны Богом при акте творения человека, как общие рамки деятельности людей, что предусматривает возможность согласия людей исходя из этих норм. С другой стороны эти посюсторонние нормы не творятся, следовательно придают обществу определенную статичность, провоцируют принятие большинством усредненных норм, творение же норм отдельным человеком практически исключается. Читать полностью >

«Не дай Руси погибнуть от лихих наемников!»

* OПросмотров: 479
-Адам Фергюсон, Владимир Путин, гражданское общество, Григорий Явлинский, деспотизм, политическая философия, Хованщина

Адам Фергюсон

Этот финал знаменитой арии из Хованщины «Спит стрелецкое гнездо» имеет очень мощный политический подтекст. Нет-нет, это не про внешнего врага, как думается некоторым.

Вернёмся в конец XVIII века к шотландскому просветителю и политическому философу Адаму Фергюсону. Читать полностью >

Проблемы либеральной политической философии

* OПросмотров: 511
-Джон Локк, либерализм, политическая философия

Первая проблема

В политической философии практически априорно человек понимается как «чистая доска». Свобода обосновывается контекстуально. Практически свобода становится понятием каузальным либо тем, что происходит закономерно. Задача состоит в том, чтобы посмотреть иначе на проблему закономерности, возможно понять ее не как закон природы в гоббсовской традиции (как это восторжествовало), а раскрыть ее через понимание природы человека, вернуться к классической философской традиции, так как проблема природы человека считается практически решенной. Являются ли все люди «нулевыми величинами», можно ли через «нулевую» величину рассмотреть вопрос справедливости, морали и так далее? Можно ли в рамках либеральной политической философии рассматривать иерархию ценностей, моральную иерархию людей? Можно ли это утверждать, не отрицая фундаментальный принцип равенства прав одновременно с тем, чтобы говорить о моральных/добродетельных и неморальных/недобродетельных людях. Причем сделать это так, чтобы не ставить моральных в привилегированную правовую позицию. То есть вернуть проблему природы человека как философскую проблему. Читать полностью >