Сергей Григоров

Историк, политик

Шаговая доступность культуры

* OПросмотров: 1556
-культура

Статья для газеты «Что будет с Москвой», №4 (04) 2014

20% районов Москвы полностью лишены каких-либо объектов культуры. В них нет даже художественной или музыкальной школы. Я узнал об этом в 2007 году из пояснительных материалов к проекту городской целевой программы «Культура Москвы 2008 – 2010». Речь, в первую очередь, шла о районах, находящихся за Третьим транспортным кольцом.

Впрочем, я и без этой статистики знал, что жители ряда спальных районов должны потратить час, а то и полтора , чтобы добраться до ближайшего музея или театра.

Эти факты подспудно оказывают немалое влияние на жизнь города.

Во-первых, значительная часть москвичей оказывается полностью оторванной от культурной жизни города и страны. Еще одна цифра: примерно половина жителей окраин почти не покидает территорию своих районов. Дом – магазин – для детей детский сад или школа – поликлиника… Привычный круговорот жизни. А если и работа находится неподалеку – то и подавно. Психологами давно выявлена связь между насыщенностью культурной жизни горожан, разнообразием форм их досуга и снижением уровня преступности, алкоголизма, наркомании в том или ином районе.

Во-вторых, если вечерами часть жителей окраин все-таки находит силы и время после работы поехать в центр – в кино, музей или театр – они пополняют ряды автомобилистов в пробках и пассажиров в метро в час пик. Усложняется транспортная ситуация в г­ороде.
Понимая это, Департамент культуры попробовал перенести начало ряда культурных мероприятий с 19 часов на 20, но оказалось, что это возможно при условии непродолжительных концертов или спектаклей. Многие приехавшие с окраин не могут сидеть в театре или на концерте после 23 часов: у них возникают проблемы с общественным транспортом в их районах в поздние часы, да и просто это небезопасно.
Вполне очевидно, что если люди по объективным причинам не могут сами прийти к культуре, она должна пойти к ним навстречу, обжив спальные районы Москвы.

В этой связи я семь лет назад предложил к программе «Культура Москвы» поправку «О введении территориальных нормативов для размещения учреждений культуры», проще говоря, о шаговой доступности культуры и искусства для москвичей. Принятие такой поправки позволило бы не только сделать жизнь сотен тысяч людей интереснее, умнее, добрее и разнообразнее, но и обеспечить работой специалистов отрасли.
Для этого, в принципе, нужно не так уж много сил и средств. Это создание (возможно, в  подвальных или полуподвальных помещениях) небольших многофункциональных пространств, где можно и концерт дать, и провести выставку, и сыграть спектакль.
Поправка была принята и вошла в программу. Однако в следующем году из-за разразившегося кризиса ее реализация была отложена, и в дальнейшем так и не состоялась.

Больше того: проблема затронула и ряд районов внутри Третьего кольца. Например, на Таганке был ликвидирован кинотеатр «Победа», единственный в районе показывавший современное кино. Остался только легендарный «Иллюзион», специализация которого – старые фильмы. Всего на Таганке за 25 лет закрыто три кинотеатра и две библиотеки. И это только Центральный округ Москвы!
Нынешнее руководство Департамента культуры проблему, в общем, осознает. Поэтому были попытки организовать гастрольные программы внутри Москвы: например, мой родной театр имени Маяковского ездил играть пару своих спектаклей в Новую Москву. Однако довольно быстро выяснилось, что это не слишком эффективная и не дешевая практика.

Есть и еще одно важное, сугубо творческое обстоятельство. Конечно, настоящее искусство всегда понятно и трогает душу сквозь разницу культур, языковые барьеры и т.д. И всё же, спектакль, поставленный в центре города, – это не совсем то же самое, что спектакль, поставленный в конкретном районе на окраине, со знанием жизни тех зрителей, которые придут его смотреть. Сама жизнь вокруг нас может и должна становиться источником новых произведений искусства.

Проблема стыка, места встречи искусства и жизни в Москве по-прежнему остается. Решать её предстоит и необходимо новому составу Московской городской думы. Для тех же, у кого театр есть, она не особенно актуальна.

Александр Гнездилов

Поделиться ссылкой: